История предприятия БМВ характеризуется тремя периодами спада и подъема. Спады вызывали каждый раз основательно новое начало. Первый спад произошел вскоре после основания фирмы, в 1916 году, вместе с окончанием Первой мировой войны: согласно Версальскому договору немцам запрещалось производить двигатели для самолетов, а они являлись в то время единственной продукцией производства этой, тогда еще молодой, фирмы. Новый подъем произошел в 20-е годы с производством мотоциклов, которые вскоре стали самыми скоростными в мире, и позднее опять с производством авиамоторов. Сюда же можно причислить успех спортивных автомобилей в 30-х годах.
Второй спад наступил с концом Второй мировой войны; привлеченное к производству вооружения предприятие было закрыто, а затем демонтировано — казалось, что конец БМВ предрешен.
С осуществлением денежной реформы опять началась работа. Спустя десяток лет снова казалось, что предприятию пришел конец, и теперь окончательно: правление и наблюдательный совет акционерного общества рекомендовали продать предприятие. Однако общими усилиями коллектива предприятия, мелких акционеров и торговых предпринимателей удалось рискнуть начать все в третий раз. Предприятие было окончательно выведено из периода спада и заняло ведущее место в автомобилестроении.
Летопись
1913 1916 1919 1923 1926 1928 1929 1930 1933 1935 1936 1937 1938 1940 1941 1943 1944 1945 1948 1950 1951 1955 1956 1959 1962 1965 1966 1967 1970 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Карл Рапп и Густав Отто, сын Николауса Августа Отто, изобретателя четырехтактного двигателя, основывают на северной окраине Мюнхена две авиамоторные фабрики.
БМВ возникло как авиамоторная фабрика в Мюнхене. Под названием «Байерише Моторен Верке» («Bayerische Motoren Werke» — «Баварские моторные заводы») фирма была зарегистрирована позже, 21 июля 1917 года.
Франц Цено Димер установил первый мировой рекорд БМВ: он поднялся на высоту 9760 метров на самолете, который приводился в движение двигателем БМВ Motor IV.
Первый мотоцикл БМВ типа R 32 покидает завод.
На самолете-амфибии типа «Rohrbach RO VII» установлено 5 мировых рекордов.
К БМВ переходят автомобильные заводы Айзенаха в Тюрингии и вместе с ними лицензия на изготовление малолитражного автомобиля с названием Дикси (Dixi). В трудное для экономики время автомобиль приобретает огромную популярность. С американской фирмой Пратт & Bитней, производящей авиадвигатели, заключается лицензионный договор на изготовление звездообразных двигателей.
Первый автомобиль БМВ называется Дикси (Dixi). Он модернизируется в Мюнхене, но автомобили БМВ изготавливаются вплоть до начала 40-х годов в Айзенахе (Тюрингия).
Вольфганг фон Гронау на открытом гидросамолете ?Дорниер Вал» («Dornier Wal»), который приводится в движение мотором БМВ, впервые пересекает Северную Атлантику с востока на запад за 44 часа.
Модель 303 является первым автомобилем БМВ с шестицилиндровым двигателем. Этот автомобиль впервые исполнен с двумя эллипсами на радиаторе, так называемыми «почками».
R12 является первым мотоциклом с телескопической передней вилкой с гидравлическими амортизаторами.
В год Олимпийских игр, проводимых в Берлине, БМВ презентирует пользующийся наибольшим успехом европейский спортивный автомобиль в классе 2 литра, модель 328.
Эрнст Хенне устанавливает рекорд скорости для мотоциклов (279,5 км/час), который не был превзойден в течение 14-ти лет.
БМВ родстеры (автомобили с открытым двухместным кузовом, складным верхом и откидным задним сиденьем) типа 328 побеждают в своем классе на «Милли Миглия» («Mille Miglia») в Италии.
Начинается серийное производство новых авиамоторов типа 801.
В связи с войной производство автомобилей сначала прекращается.
Впервые в полетах используется реактивный двигатель БМВ модели 109-003. В следующем году он, один из первых в мире воздушно- реактивных двигателей, запускается в серийное производство.
В военных условиях БМВ испытывает также и ракетные двигатели.
В конце Второй мировой войны БМВ разрушен и демонтирован. Четыре завода потеряны, завод в Мюнхене демонтирован. В связи с производством авиамоторов и ракет во время войны победители издают приказ о запрете производства на три года.
Одноцилиндровый мотоцикл R 24 является первой послевоенной продукцией производства БМВ.
С моделью R51/2 начался опять выпуск двухцилиндровых мотоциклов, изготовленных согласно оппозитному принципу.
БМВ представляет свой первый послевоенный легковой автомобиль модели 501. Однако он не принес фирме успеха в финансовом отношении.
В Аллахе создается общество с ограниченной ответственностью БМВ Трибверкбау ГмбХ. Оно продолжает традиции БМВ в изготовлении авиамоторов.
С моделями мотоциклов R 50 и R 65 БМВ начинает производство нового поколения транспортных средств: с полностью подрессоренной ходовой частью. Начинается производство малолитражного автомобиля с названием Исетта (Isetta).
Появляются эффектные спортивные автомобили типа 503 и 507, за которыми в настоящее время охотятся коллекционеры старинных автомобилей. До конца 50-х годов было изготовлено только соответственно 412 и 153 экземпляра таких автомобилей.
После неудачи с большими лимузинами БМВ должен быть продан фирме Мерседес-Бенц. Мелкие акционеры, коллектив предприятия и торговые работники совместными усилиями предотвратили это. С использаванием новой структуры капитала БМВ смог продолжать свою деятельность дальше. Модель 700 стала первой крупносерийной моделью, принесшей успех на рынке.
Модель БМВ 1500 привела к повороту в политике моделирования на длительное время. Она стоит в начале нового класса спортивнокомпактных туристических автомобилей.
Общество с ограниченной ответственностью БМВ Трибверкбау ГмбХ (Mercedes-Benz продается. В области производства авиадвигателей для БМВ наступает 26-ти летняя пауза.
БМВ перенимает руководство фирмой Ханс Глас ГмбХ в Дингольфинге, позже там строится вторая группа заводов.
Пуск в эксплуатацию заводов Ландсхут. 1969 БМВ переводит свое производство мотоциклов в Берлин, на свой третий завод.
В Дингольфинге, в Восточной Баварии, сооружается второй автомобильный завод БМВ. В Мюнхене закладывается фундамент высотного здания концерна, а в Ашхайме, вблизи от столицы Баварии, открывается первый испытательный полигон.
В год проведения Олимпийских игр в Мюнхене появляется первая машина 5-й серии. Основывается акционерное общество БМВ Моторшпорт ГмбХ, которое занимается деятельностью, связанной с автомобильными спортивными гонками. В Южной Африке появляется завод по сборке автомобилей БМВ.
Центральное руководство концерна БМВ в Мюнхене переезжает в новое здание, а в Дингольфинге торжественно открывается новый завод фирмы.
Завод фирмы в Мюнхене выпускает первую в мире серийную турбомодель 2002 турбо.
Впервые в автогонках участвует модель 3.0 CSL с антиблокировочной тормозной системой.
Состоялась презентация автомобилей 3-й серии.
Представлены общественности автомобили с кузовом типа купе 6-й серии. Мотоцикл модели R 100 RS является первым в мире мотоциклом с серийным, полностью закрытым кузовом.
Общественности представляются модели 7-й серии, лучшие модели фирмы БМВ.
БМВ разрабатывает первое электронное цифровое управление двигателем и представляет общественности спортивный автомобиль модели М1, с двигателем задней установки, расположенным перед задней осью.
Начинается разработка двигателя автомобиля для гонок «Формула 1». Антиблокировочная система для тормозов запускается в серийное производство.
Общественности представляется второе поколение автомобилей 5-й серии и мотоцикл R80 G5.
Производится пуск в эксплуатацию завода в Штайере — пятого завода фирмы БМВ. Принимается решение о строительстве шестого завода в Регенсбурге.
Нельсон Пиквет на автомобиле БМВ конструктора Брэбхема становится чемпионом мира в гонках «Формула 1». Фирма БМВ включает в свою производственную программу дизельные двигатели для автомобилей.
Появляется первая европейская модель автомобиля с катализатором. Компьютеры и роботы произвели революцию в планировании и производстве.
В год столетнего юбилея появления мотоциклов фирма БМВ производит в Берлине более 37 000 машин. Модель 325ix является первой моделью БМВ с приводом на все колеса.
Общественности представлено второе поколение автомобилей 7-й серии.
БМВ презентирует первый 12-цилиндровый двигатель, снова разработанный в Германии через 50 лет. В южной Франции приобретен второй испытательный полигон (Мирамас). Общественности представлено третье поколение автомобилей 5-й серии, среднего типового ряда.
Премьера родстера (автомобиля с открытым двухместным кузовом, складным верхом и откидным задним сиденьем) Z 1. Мотоцикл модели К 100 является в это время единственным в мире мотоциклом с антиблокировочной системой для тормозов.
Приобретен земельный участок в Вакерсдорфе для седьмого завода БМВ. Общественности представлен мотоцикл модели К 1.
В год объединения Германии БМВ созданием фирмы БМВ Роллс-Ройс ГмбХ возвращается к своей первоначальной деятельности изготовителя авиационных двигателей. В Мюнхене торжественно открывается Центр научных и инженерных исследований. На рынке появляется третье поколение автомобилей З-ей серии, спортивные автомобили компактного класса, и автомобили с кузовом типа купе новой 8-й серии.
БМВ Роллс-Ройс демонстрирует новый авиационный двигатель модели BR-700. Фирма празднует свой 75-летний юбилей.
В сентябре закладывается здание нового завода БМВ в Южной Каролине, США. Производство автомобилей начнется там осенью 1994 года.
БМВ выпускает второе поколение автомобиля модели Е1, гибридный автомобиль. Пущены в эксплуатацию опытно — конструкторский центр и производственные цеха фирмы БМВ Роллс-Ройс ГмбХ в Далевитце под Берлином.
БМВ покупает фирму Ровер Групп и имеет таким образом в своем составе самого крупнейшего британского изготовителя автомобилей с машинами марки Ровер, Ленд Ровер и МГ, а также с более, чем дюжиной других богатых традициями английских марок. Моделью Компакт З-ей серии предлагается дополнительная концепция автомобиля, для сектора рынка потребителей с низкими доходами. В мае общественности представлены новые модели (третье поколение) 7-ой серии: 730i и 740i, а в октябре 750i, вместе с уникальной в мировом масштабе навигационной системой КАРИН. Первые испытания авиационного двигателя модели BR 710. Расширение существующего с 1990 года центра вторичного использования ресурсов и демонтажа автомобилей в Лохофе, под Мюнхеном.
Появление модели 328i (пришедшей на смену модели 325i). Все модели автомобилей БМВ серийного исполнения оборудованы надувной подушкой безопасности для пассажира на переднем сиденье и электрическим противоугонным устройством. В марте на рынке появилась 3-я серия модели Туринг. Представление новой 5-й серии на Международной автомобильной выставке во Франкфурте. Представление общественности родстеров (автомобилей с открытым двухместным кузовом, складным верхом и откидным задним сиденьем) модели Z 3, изготовленных в Спартанбурге, США. Открытие сборочного завода во Вьетнаме и в Мексике. Подписание контракта с фирмой Херо-Группе (Индия) на сборку и сбыт мотоциклов F650. Подписание контракта на производство инструмента и частей кузова для автомобилей моделей 986 и 996 фирмы Порше на заводе БМВ в Айзенахе.
Презентация прототипа родстера М в автомобильных салонах в Женеве и Париже; многочисленные присуждения призов и премий за дизайн: так например, модель Z 3 была названа в Детройте самым красивым автомобилем выставки, а в Италии красивейшим автомобилем 1996 года. Дальнейшее присуждение призов, среди прочих также Промышленным форумом в Ганновере и Центром дизайна земли Норд- Райн-Вестфалиен автомобилю 5-й серии и мотоциклу R11 10.